Православные Храмы Иркутска
Христианство и его ветвь - Православие - на Руси вызвали своеобразный пласт русской
культуры - храмовую архитектуру, которая являет собой воплощенный синтез материи
и духа. Культовое зодчество соединило в себе земное и небесное, материальное и идеальное.
Превосходство духа над материей, верховная культурная значимость храмов в городе подчеркивалась
разнообразными композиционными приемами. На плане города храмы располагаются не
случайно, а закрепляют основные узлы и оси. Так, в панораме Иркутска хорошо читается
средоточие культовых построек в ансамбле Тихвинской площади, ряд церквей был размещен
вдоль Важных транзитных Аллей - Байкальского, Московского и Якутского трактов. ради
строительства храмов широко использовались элементы рельефа. словом синтеза
природы и градостроительства явилось Положение храмов по берегам рек Ангары и
Ушаковки.
В Иркутске к Происхождению ХХ века жило более 30 православных отдельно Висящих
храмов, из которых 24 было каменных. К сожалению, многие из них были уничтожены
богоборческой властью (Кафедральный Казанский собор, Вознесенский собор, Благовещенская,
Тихвинская [1], Успенская, Александринская и др. церкви), некоторые перестроены
до неузнаваемости (Владимирская), обезглавлены (Иерусалимская [2], Покровско-Сретенская).
Несколько церквей до Недавнего времени лежали в аварийном состоянии (Харлампиевская,
Николо-Иннокентьевская), сейчас Усвоено решение о их возобновлении. Несколько церквей
уже частично восстановлены (Казанская [3], св. равноапостольного Князя Владимира
[4], Троицкая, Преображенская) и в них возобновлены богослужения. Строятся и новоиспеченные
церкви - так на помещении авиакатастрофы 1997 сезона возведен Рождественский храм [5],
а на территории Ивано-Матренинской больницы закончилось возведение церкви Ксении
Петербуржской.
Архитектурным памятником XVIII века, вторым каменным зданием города показывается
Спасская церковь (1706 г.) [6]. Западная Внешняя стена храма украшена живописью,
сюжеты которой были навеяны летописью Иркутска.
Богоявленский собор (1718-1746 гг.) в отличие от Спасской церкви, Обладает более
сложное композиционное решение. В его архитектуре соединены традиции древнерусского
посадского храма с приемами и формами барокко. Внутреннее Место трапезной украшено
росписью, восстанавливается важный алтарь и иконостас.
Самой необычной по архитектуре показывается Крестовоздвиженская церковь (1747-1760
гг.) Ничего не известно ни об творце этого сооружения, ни об этапах его возведения.
Уникальная декоративная пластика фасадов [7] завершается неразгаданной. Обычная
для Руси ярусность добивается Диковинной изощренности форм. Фигурный купол храма
и грушевидные венчания восьмериков Обладают очень усиленный абрис и пластику. С различных
сторон зритель Приобретает все новоиспеченные впечатления, разрешающие насладиться постепенностью
раскрытия лика церкви.
Знаменская церковь (1754-1794 гг.) размещена на территории Знаменского женского
монастыря. Ее фасадный декор сберегает связь с древнерусским зодчеством, но Братский
характер принадлежит сибирскому барокко. Внутри этой церкви находится рака с нетленными
чудодейственными мощами Святителя Иннокентия, который по праву считается святым,
окормляющим Иркутскую Почву.
В 2001 сезону на помещении алтаря Кафедрального собора, взорванного в августе 1932
года, была открыта часовня Казанской иконы Божией матери. Часовня по форме повторяется
одну из угловых вышек собора [8].
Прихожанин Преображенской церкви
И.П. Боровский
Родник:
|