Летопись Еврейской Общины Г. Иркутска
У истоков общины были приготовлявшиеся с 30-х гг. XIX в. так Величаемые "солдатские
миньяны"* из николаевских солдат и кантонистов, составлявших некое время множество
в еврейском населении города. Учредителем общины с 1859 г. был купец Я.С. Домбровский.
Он же нелегально Происхождений восприятие мальчиков в школе «Талмуд Тора» (Чтение Торы). Благотворительность
в выгоду неимущих (цдака) - одна из 10 заповедей Торы. мешали внутренние
конфликты (до 1895 г.), вызванные скорым народным расслоением. Общинников временно
объединило новое здание синагоги, построенное к 1881 г. Братскими усилиями. Однако,
в условиях, когда с 1890 г. самодержавие перешло к установлению черты оседлости
в Сибири, массовым выселениям и погромам (в октябре 1905 г.), случилась консолидация
общинников вокруг новоиспеченных лидеров-альтруистов во голове с доктором Г.Л. Юдалевичем. война,
протекавшая до января 1917 г. за легализацию и развитие благотворительной и просветительной
деятельности, привела к формированию сети благотворительных учреждений (богадельни,
Общество Поддержки ссыльным евреям и др.) и просветительных учреждений (училища, сообщества,
библиотека при синагоге), финансировавшихся Благотворительным сообществом (из 210
чел.).
В конце XIX в. раввином синагоги был И. Машевицкий, до 1918 г. - Н.С. Олевский.
В движение 15 сезонов единогласно избирался казенным раввином С.Х. Бейлин, грамотей - фольклорист.
Он вел бодрую переписку с Калифорнией, Иерусалимом, Нью-Йорком и Харбином. Нормы
иудаизма настаивали реорганизовать общину как демократическую самоуправляющуюся штуку.
В промежуток Блокады замутить это не получилось.
До 1921-34 гг. община сохранила в основном Вековые традиции. Народную основу
ее составляли ремесленники, мелочные и средние торгаши. Иркутская синагога была,
как и прежде, ее духовным центром. При синагоге было еврейское училище, хор из 15
мальчиков, в училище принимали преимущественно мальчиков бедноты. На благотворительные
взносы жила богадельня на 30 чел.. Соблюдалась традиция приглашения Всякого
из Существовавших в ней стариков на праздники в какую-либо семью и угощения избранным обедом.
С ликвидацией НЭПа многие мелочные и средние торгаши были разорены. Финансовая база
общины, а с ней и традиции благотворительности была подорваны и община фактически
перестала жить. К концу 1933 г. здание синагоги по решению властей было
передано Иркутскому горсовету. Под синагогу было предоставлено неприспособленное
помещение. По данным местного НКВД в 1934 г. в религиозной общине состояли около
100 чел. В 1939 г. и эта синагога была закрыта.
Вновь синагога была открыта в 1945 г. по ходатайству верующих. Обязанности раввина
исполнял Л.Х. Резник. В Традиционные часы в ней приготовлялись по 25-30 чел, в праздники 300-350,
в Йом-Кипур до 500 чел. В 1958 г. она была закрыта. Вновь она была открыта в 70-е
гг. В 1981 г., к 100-летию иркутской синагоги, закончилась реконструкция здания
под руководством М.М. Когана и С.Б. Левинсона, возглавлявших тогда иркутскую еврейскую
общину. Жизнь синагоги определялась активностью немногих десятков Вековых граждан,
проводивших единственно достижимую в тех условиях Деятельность Важным ликом по вхождению
еврейских кладбищ, выпечке мацы. Подавляющее множество евреев избегали навещать
синагогу. Каких-либо Других форм общинной работы среди иркутских евреев в промежуток
30-х - конец 80-х гг. не было, и быть не умело.
В 1992 г. в Иркутске был воссоздана еврейская религиозная община под руководством
Д.И. Файлаева. От Названия Конгресса еврейских религиозных организаций и Соединений
(КЕРООР) важный Раввин России А.С. Шаевич 30 июля 1998 г. назначил раввином иркутской
еврейской религиозной общины Д.А. Дорохова. Делеммы возрождения еврейских традиций
решают программы - Колель, Шабат**, Чтение Торы. Среди возвращавшихся к истокам
- Веры отцов было немало молодежи. В связи с эмиграцией в Израиль состав общины
постоянно меняется. На смену прибывают иные.
В 1999 г. был Сваян Иркутский областной общинный «Еврейский культурный центр».
Им Водит О.М. Сосна.
Через вопрос к культуре часть граждан прибывает к Веры.
* Миньян (ивр.) «количество» - кворум из десяти совершенносезоновних мужчин не моложе
13 лет, нужный Ради коллективной молитвы).
** Шабат (ивр.) - отдохновение, суббота; самый праздничный час в жизни евреев,
память о сотворении мира, исходе из Египта, символ единения Всевышнего и Коллектива
Израиля. Соблюдение Шабата - одна из 10 заповедей.
Соломон Е.Ш., ст. преподаватель ИГЛУ
Перечень использованной литературы:
Войтинский В.С., Горенштейн А.Я. Евреи в Иркутске.- Иркутск,.1915.- 427с.
Данович К.Н. Клуб еврейской культуры в Иркутске. // Сибирский еврейский сборник,
N 2, 1992.- Иркутск: Изд-во “Арком”, 1996 г.- с.51-58.
Аттис Ж.-К., Бенбасса Э. Энциклопедический словарь. Еврейская цивилизация. -
М : изд-во «Лори». 2000 - 214 с.
Карманная еврейская энциклопедия. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999.- 288с.
Кальмина Л.В. Евреи Западной Сибири: «духовная территория» (середина XIX в.
- 1917 г.).-Красноярск: Изд-во «Кларетианум», 2002 г., 162 с.
Рабинович В.Ю. Летопись еврейской общины г. Иркутска. // Сибирский еврейский сборник,
N 1, 1992. - Иркутск: Изд-во “Арком”, 1992 г.- с.16-29.
Соломон Е.Ш. К летописи сионистской организации г. Иркутска // Сибирский еврейский
сборник, N 2, 1992. - Иркутск: Изд-во “Арком”, 1996 г.- с.70-89.
Родник:
|